Страх Сцены

Страх Сцены


Страх Сцены (Страх Сцены)

Есть многое, что осложняет жизнь музыканту. Не последним, наверное, является вопрос: что делать со стрессом во время выступления перед аудиторией? Некоторые, кажется, прямо прутся от этого, в то время как другие просто разваливаются. Почему такая разница? Являются ли одни люди «лучше» других в этом плане? Что касается меня, то на сцене я как дома, но это не означает, что я совсем не волнуюсь. Я лишь знаю, что делать с нервами, когда они расходятся. Вот некоторые соображения из личного опыты, которые, возможно, вам пригодятся.

Я зол как черт, и не собираюсь больше терпеть все это!

Однажды ночью накануне нашего выхода на сцену (да, было дело), я довольно крепко (эх…) повздорил с приятелем по команде. Это был спор, который в конечном счете вынудил меня уйти из группы. Я был в бешенстве, даже стукнул свой усилок. Мы лупили по открытым струнам и играли через песню. Все это время единственное о чего я мог думать, это — как я зол. О музыке я вообще не думал. Когда мы добрались до длинного гитарного соло, где-то под конец я совсем забылся и сыграл, что попало. Когда мы закончили, аудитория прыгала и кричала. Приятель, с которым я только что выяснял отношения, повернулся ко мне и сказал: «Я никогда не слышал, чтобы ты так играл прежде. Возможно, мне стоит почаще сраться с тобой». Я не удержался, чтоб не рассмеяться. Он был прав.

Я получил важный урок — вы играете то, что думаете. Если вы думаете о технике, гаммах и теории, именно это и выйдет из вашего инструмента. Если вы думаете о том, что чувствуете — это и получится. Музыка — это средство общения. Но в отличие от языка, вы не можете использовать ее для описания определенного случая или идеи понятным всем образом: вы не используете музыку, чтобы составить список продуктов. Вы можете использовать музыку, чтобы отобразить чувство, эмоцию или настроение гораздо более глубже и более эффективнее, чем на это способен любой язык. По этой причине музыка является важнейшей формой искусства. Если вам нужны доказательства — посетите когда-нибудь в жизни службу в южной баптистской церкви. Даже если ваши религиозные взгляды останутся непоколебимыми, вы не сможете усидеть на месте, пока вас будет окружать музыка, если вы, конечно, не каменный.
Леопольд!

В другой раз, когда я выступал, в клуб вошли люди, которых я знал и хотел произвести на них впечатление. Одним из них был мой старый друг, Джеф Морлей, с которым я познакомился, когда мне было 8, и ему — 12. Джеф всегда был спокойнее меня. Он знал «правильный» способ играть «Sunshine Of You Love». Думая о выступлении, я вспомнил мультик с Багзом Банни, где он появляется в концертном зале, одетый как Леопольд (вымышленный легендарный персонаж, вольно списанный с Леопольда Стоковского). Когда он тихо входит, аудитория начинает перешептываться: «Леопольд … Леопольд». Я хотел показать Джефу, что тоже крут. Я стал затягивать все паузы, чтобы произвести на него впечатление, а при этом выглядел полным идиотом. Джеф был вежлив, как и все, но я был чертовски растроен их вялой поддержкой. Той ночью я усвоил еще один важный урок: если вы слишком стараетесь играть хорошо — у вас ничего не получится.

Я думал об этих двух случаях, и основная мысль, которую я извлек, была — не думать, — что я и стал делать. Довольно скоро я начал «не думать» относительно того, что играю. Всякий раз, когда я забывал делать переход от куплета к припеву, я объяснял остальной части группы, что не думал, и что это было так или иначе хорошо. Это объяснение обычно встречало озадаченные взгляды, выпученные глаза и саркастическое бормотание: «Хм … ладно, Джон, как скажешь».

В этом углу… тот, что в джинсах и футболке…

Годами позже я участвовал в конкурсе «Лучший гитарист Бостона» во второй раз. В предыдущий раз я занял второе место. Большая часть местной прессы уже дала свою оценку тому, что я без труда буду первым. Тот факт, что соревнование еще впереди, казалось, никого не волнует, кроме меня. То, что на меня возложили большие надежды, вселяло в меня страх. Внезапно, я стал предметом всеобщего внимания. Пока я поднимался, местный DJ — ведущий этого вечера прокатил большую телегу по этому поводу. Толпа (приблизительно 1,500 человек) замерла, когда я вышел на сцену. Я думал про себя: «Все ожидают от меня нечто потрясающее. Они все ждут, что я выиграю. Я готовился к этому несколько месяцев. Я готов, как никогда, но может быть этого недостаточно. Я могу не выиграть просто из-за всей этой шумихи. Я не должен сейчас об этом думать». Какое-то время я провозился со шнуром, потом начал играть. Я сделал несколько глупых ошибок, но продержался до конца. Я снова стал вторым. На мой взгляд, это не было неудачей, потому что музыка — это не соревнование, в конце концов. Парень, который победил, был хорош. Кроме того, у него был отличный прикид, в то время как я выступал в одних джинсах и футболке. Я никогда не был модным. На годы я прославился, как «второй лучший гитарист Бостона» — аналог играющего на гитаре сэконд-хэнда.

Кузнечик, возьми этот камень у меня из рук

Во время частного занятия на гитаре в Беркли, мой преподаватель Марк Френч заметил ошибку, допущенную мною в разучиваемом фрагменте. Он попросил, чтобы я снова сыграл его «неправильно». Когда я попробовал повторить ту же самую ошибку снова, то не смог. Само собой получилось «правильно». Я пытался несколько раз, но не мог сыграть неправильно. Я ушел расстроенный. Марк Френч тихо посмеивался про себя. Марк — великий преподаватель, потому что он знает, что ученик — всегда сам себе лучший учитель.

Джедай-гитарист

Давайте подумаем, что я узнал к этому моменту. Если я слишком стараюсь, то терплю неудачу. Если я стараюсь не стараться, то тоже терплю неудачу. Если стараюсь потерпеть неудачу, этого не происходит. Получается что-то вроде: «плохо, если сделаешь, но и плохо, если не сделаешь».

Не так давно я сидел и смотрел «Империя наносит ответный удар». Там есть сцена, где Йода и Люк видят, как их истребитель тонет в болоте. Йода говорит Люку использовать «силу» чтобы поднять X-Wing. Как он ни старается, но не может собрать достаточно силы и расстраивается. X-Wing падает назад в болото. Люк говорит: «Я не могу этого сделать. Я не достаточно силен. Я пытался как мог, но у меня не получается» (или что-то вроде этого). На что Йода отвечает: «Нет, Люк Скайуолкер. Пилоты Джедайя не пытаются. Они либо делают, либо нет». Круто, Йода.

Однако, здесь дается важное замечание. Если вы думаете о том, насколько сильно вы стараетесь, вы уменьшаете тем самым способность концентрироваться. Хорошее исполнение музыки требует 100% концентрации. Идея состоит в том, чтобы убрать любые помехи, особенно те, что вы навязываете себе сами. Внезапно у меня всплыла фраза из рекламы кроссовок: «Just do it».

Дууу Дууу Ди Дууууу «С вами Тед Коппелл, и сегодня в ночном эфире…»

Представьте себя в самой плохой из всех возможных ситуаций: вы даете худшее выступление, которое только возможно в вашей жизни — хуже некуда. У всей аудитории такое выражение лица, как у героя в картине «Крик». За несколько минут вы собственноручно доказали, насколько безобразно может звучать гитара, и разогнали всех присутствующих. Это еще не все: лучший друг вашего отца, Тед Коппелл, решил захватить всю свою команду операторов, чтобы запечатлеть ваше выступление.

Тед, будучи законченным репортером, не упустил свой шанс. Он решил выпустить историю под названием: «Худший гитарист всех времен и народов». Затем, все музыкальные критики поглумились над тем, почему от вашей игры так воняет. Теперь вся страна знает, что вы не умеете играть. Звучит подобно самому страшному ночному кошмару, верно? Допустим, если бы это все же произошло, какие были бы реальные последствия:

1. Все будут помнить Ваше имя не более 15 минут.
2. За это время все решат, что Вы — худший гитарист.
3. Может быть, Вам не удастся реализовать что-то в будущем. А может и наоборот.
4. Вы чувствуете себя очень хреново.
5. Все забудут обо всем через один-два дня.
6. Вы поймете насколько слава мимолетна и ничтожна.
7. Вы узнаете, кто Ваши друзья.


А в чем собственно дело, если так вот подумать. Отвратительная игра — конечно, не та цель, к которой нужно стремиться (хотя поведение некоторых наталкивает на мысль об обратном), но каждый, кто играет хорошо, прошел через это. Более того, это не влечет за собой никаких «физических» последствий. Ныряльщик не может позволить себе плохой прыжок, потому что может погибнуть. Сердечный хирург не может иметь «критического» дня, потому что тогда его пациент отправится туда же. По сравнению с ними, мы только отделываемся легким испугом. Так что, если они могут, то чем мы хуже?

Лучший гитарист всех времен и народов

Теперь представьте тот же сценарий, но с точностью до наоборот. На сей раз все идет даже лучше, чем вы мечтали. Вы только чувствуете, как высшие силы вселились в вас, и не можете поверить, что это играете вы. Тед Коппелл выпускает историю о «Лучшем гитаристе всех времен и народов». Умники извергают интеллектуальные перлы и поют дифирамбы их недавно найденному «Мессии Гитары». И вот результаты:

1. Все будут помнить Ваше имя не более 15 минут.
2. За это время все решат, что Вы — лучший гитарист.
3. Может быть, Вам удастся реализовать что-то в будущем. А может и наоборот.
4. Вы чувствуете себя очень круто.
5. Все забудут обо всем через один-два дня.
6. Вы поймете насколько слава мимолетна и ничтожна.
7. Вы узнаете, кто Ваши друзья.


Спойте мне, толстая леди

Последствия самого плохого сценария, по сравнению с лучшим, не так чтобы сильно отличаются. Фактически, вообще нет разницы. Как много раз после выступлений я хотел совсем бросить музыку, потому что был настолько расстроен своей игрой. На тех же самых концертах люди, подходившие ко мне, говорили, что я им очень понравился. Что-то внутри меня хотело схватить их за горло и прокричать: «Вы что — обалдели? Я не способен играть! Или вы оглохли?» Но потом я понял, что мои собственные чувства по этому поводу отличаются от того, что чувствуют другие люди. Поговорив с музыкантами, которых я уважаю, я обнаружил, что это весьма обычное явление, если не всеобщее.

Я начал добиваться большего успеха, когда перестал выносить приговоры своей музыке. Моя работа — это играть. Судит пусть кто-то другой. Я не властен над тем, будут ли другие любить это или нет. Переживания по этому поводу ни к чему хорошему не приведут, а только уменьшат мою способность концентрироваться.

Несколько лет назад я прочел книгу, которая изменила мою жизнь. Она назвается «Внутренняя игра музыки». Ее написал Барри Грин — контрабасист симфонического оркестра Балтимора, вместе с Тимом Галлвеем — автором «Внутренней игры тенниса». Это — здравомыслящий подход к процессу создания музыки. Там много говорится о преодолении препятствий и положительном отношении к своим способностям, в том смысле, что «расслабься и позволь себе делать музыку». Авторы утверждают, что большинство препятствий — внутренние. Они также обучают вас искусству игнорирования тех препятствий, которые не зависят от вас. Я очень рекомендовал бы эту книгу любому, кто когда-либо мучился над вопросом: «Действительно ли я хорош?»

Однажды мне довелось сидеть и разговаривать с одим очень известным актером кино. Я спросил его: «Вы очень талантливы, но ведь есть тысячи других актеров столь же талантливых как вы, но о которых никто никогда не слышал. В чем разница между вами и ними?» Его ответ поразил меня, но в нем заложен большой смысл. Он сказал: «Я более голоден, чем они. Я не могу представить свою жизнь без актерства. Я должен это делать. Вот в чем разница». Я знаю, что он под этим подразумевал. Коммерческий успех — не критерий для таланта или музыкальной ценности. Любой музыкант с высокими стремлениями никогда не будет чувствовать себя удовлетворенным от своей работы. Учитесь любить слушать свою игру, даже если вы не чувствуете себя полностью удовлетворенным. Поскольку мы всего навсего люди, а это — всего лишь музыка.

Электронная музыка | Новости музыки | Обзоры софта | DJ-инг | VST плагины | Аудиоредакторы | Секвенсоры | Литература | Мануалы | Статьи | Учебники | Инструменты | Техника | Стили и направления | О музыкантах | Программа для создания музыки FL Studio | Программа для создания музыки Cubase | Программа для создания музыки Reason | Программа для создания музыки Nuendo | Всё о MIDI технологиях | Онлайн радиостанции | Музыкальный софт, программы | Музыкальные мануалы | Музыкальные Учебники | Музыкальные Книги | Форум музыкантов
© FDSTAR Music, 2007-2024. Web-разработка произведена в компании FDSTAR. 0,0186 секунды