Об интервале | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интервал в музыкальной теории (от лат. intervallum — промежуток, расстояние; различие, разница, несходство) — соотношение между двумя звуками определённой высоты.
С одной стороны, интервал может быть представлен как абстрактная математическая величина, выраженная отношением двух чисел (в отечественном музыковедении часто неправильно называемым «пропорцией»), с другой стороны, как элемент специфически музыкальной логики, категория гармонии, выраженная в буквенной или графической нотации. Математическое значение интервала, как правило, не может быть напрямую выведено из музыкального, и наоборот. Например, запись eis-a в классическом учении о гармонии трактуется как хроматический интервал (уменьшённая кварта, подразумевается разрешение eis в fis), энгармонически равный большой терции равномерно темперированного строя, в другом контексте может означать и пифагорейский дитон, и чистую большую терцию (например, в итальянском мадригале XVI века). Интервал, нотированный как fis-a, в тональности C-dur может рассматриваться как малая терция равномерно темперированного строя, а в тетрахорде хроматического рода у греков — как полуторатон, или полудитон, и т. д. Интервалы классифицируются: 1. По взятию: одновременному (гармонический, или вертикальный, интервал) или последовательному (мелодический, или горизонтальный, интервал). 2. По объёму (количеству) заключённых в них ступеней. Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте.
Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы — составными. Интервалы шире, чем квинтдецима, традиционно не рассматриваются как самостоятельные. 3. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при известном количестве ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.), «малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.), «уменьшённая» (ум.), «дважды увеличенная» (дв. ув.) и «дважды уменьшённая» (дв. ум.). Качественная характеристика интервала в элементарной теории музыки служит дополнением его количественной характеристики.
Обращением интервала называется перемещение его звуков на октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись местами: верхний стал нижним, а нижний — верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым, увеличенный — уменьшённым и наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. При обращении простого интервала на октаву переносится один из его звуков, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна девяти.
Если требуется обратить составной интервал, на октаву переносятся оба его звука (верхний — вниз, нижний — вверх), при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна шестнадцати.
Увеличенная октава, также рассматривающаяся как составной интервал, даёт в обращении октаву уменьшённую. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|