Виртуальный оркестр. Как собрать свой оркестр

Виртуальный оркестр

Виртуальный оркестр (Как собрать свой оркестр)

Для одиночек, у кого есть желание и время создавать музыку, но нет возможности привлекать в свои проекты хороших музыкантов.
Для профессионалов, которым приходится создавать аранжировки с малым бюджетом.
Вы композитор и (или) аранжировщик, и для того, чтобы ваши произведения услышали люди, у вас есть несколько путей и возможностей:

1. Пригласить профессиональных музыкантов, но это дорого;
2. Собрать состав из любителей, но это потребует времени и сил, а результат может вас не удовлетворить;
3. Найти на свою музыку покупателя или заказчика - вы становитесь профессионалом и зависите от спроса;
4. Создавать музыку с помощью синтезатора;
5. Создавать музыку с помощью сэмплера и компьютера

Сэмплерная технология, при которой основой является записанный звук живого инструмента, собранный в библиотеки, и чем библиотеки обширнее, тем шире палитра звукорежиссера тире диджея тире композитора. Библиотеки на компакт-дисках можно недорого приобрести на рынке и в дальнейшем обмениваться со знакомыми. Еще понадобиться компьютер посовременнее, к нему - саунд-карта, и даже мидийная клавиатура желательна, но не обязательна. И вы, не играя ни на одном инструменте, можете создать приятный "исиджаз", например, если предпочитаете. Недостатком технологии можно назвать повторяемость фраз и рисунков, их линейность, отсутствие возможности для мелодических и гармонических построений. Фразы и отдельные звуки можно двигать (транспонировать) в небольших пределах вверх и вниз и по темпу (до тона - на большее значение не рекомендуется из-за частотных искажений). Но собрать определенную мелодию, звучащую естественно, крайне сложно, легче пригласить музыканта и отредактировать запись.

В идеальном варианте соло должен играть хороший живой музыкант, за неимением - редактируем запись игры посредственного, за неимением и такого - собираем соло из нарезки фраз, подбирая фразы по соответствию тембра и манеры звукоизвлечения. Напротив, инструменты заднего плана, которые по музыкальной идее не рассчитаны на непосредственное внимание слушателя (например, не солирующий контрабас), партии таких инструментов могут быть забиты с мидийной клавиатуры и звучать через сэмпл. Особенно это актуально, когда есть задача имитации хора или духового оркестра - сэмплеры начинают выигрывать у живых музыкантов, и в организационных, и в финансовых, и в технических аспектах.

Сэмплер один раз настроил и навсегда, он не врет по ритму - все дудки будут играть точно в долю, вне зависимости от сложности партий и от тональности. Но главное - вы получаете возможности Гайдна, который писал ноты для скрипичного состава, слушал результат, а затем редактировал ноты, - вы получаете возможность для музыкального эксперимента. И, если вы хотите написать симфонию, добиться ее исполнения оркестром в зале консерватории, придется предъявлять полуфабрикат, и желательно, чтобы он звучал максимально живо.

Сэмплерные технологии позволяют это, но придется очень много времени "вышивать крестиком" и читать "хелпы" к софту. Очень желательно владеть английским хотя бы на уровне чтения "хелпов", - когда читаешь в переводе, смысл куда-то девается, разобраться очень трудно, наверное, из-за того, что переводят обычно люди (или программные переводчики), которые сами не разбираются в проблематике. Первым делом придется создать виртуальных музыкантов, которые будут делать то, что вы им прикажите, но кроме приказаний они ничего не сделают - не могут. Пригодится знание основ звукового синтеза (как работает синтезатор) - технология находится на стыке синтеза и сэмплов. С развитием компьютеров увеличиваются ресурсы, становятся несущественными ограничения по объему файлов, и действует правило: чем сэмпл больше весит, тем он качественнее. Дело в том, что у каждой "живой" ноты свой "портрет" (откройте аудио-редактор и сравните). Наши уши прекрасно отличают ноту "ля" трубы от "ля" на той же трубе, но с другим нюансом, и, если поставить одинаковые ноты близко друг к другу (повторить запись ноты), будет слышна искусственность. Практика показывает - можно повторить на пятый-седьмой раз - человек забывает конкретное звучание, остается только образ.
Здесь существуют два метода:

1. СБОРКА. Создаем на жестком диске библиотеку нот какого-либо инструмента. Ноты распределяются по высоте, длине, громкости и характеру звучания (рекомендуется эти параметры указывать в названии Wav-файла, чтобы потом можно было легко найти, а это проблема, когда их тысячи). Следующий шаг - непосредственно сборка-стыковка в аудио-редакторе (типа Sonar). Конечно, не так быстро, как играет музыкант, но, при некотором навыке, совокупно с ожиданием, пока музыкант явится, пока настроится, пока настроим микрофон, а потом все равно резать и двигать - в сумме можно время выиграть. Проблему составляет стыковка легатных нот у духовых (звук не прекращается, а как бы переламывается, звуковая волна переворачивается), поэтому лучше использовать "живые" стыки, это, правда, существенно увеличивает библиотеку. Еще проблема в тембральном соответствии нот друг другу, очень слышно, если использованы ноты из разных записей и разных музыкантов, желательно резать из одной записи одного инструмента.

2. СЭМПЛЕРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. Те же ноты затаскиваем в сэмплер, управляемый по миди, и получаем возможность "забивать" партии с клавиатуры и другие возможности, как при работе с синтезатором: управление по громкости (что возможно и в аудио-редакторе), по частотам (с помощью фильтров) и по высоте. Эти параметры могут управляться во времени, можно менять громкость в начале атаки, время атаки, время спада, громкость поддержки и время затухания (бедный русский язык). Помимо этого выставляется вибрато по трем параметрам соответственно: громкостное, частотное и высотное, его глубину, скорость и задержку. Всем этим можно управлять с помощью контроллеров, педалей, колес и джостиков, и все это вместе служит задаче оживления - приданию звукам непохожести и выразительности. Все это не решат проблему принципиально - чем больше нот засунули в сэмплерный инструмент - тем лучше. Вопрос, как их оттуда доставать. Если у вас есть клавиатура, чувствительная к нажатию, то на каждую градацию чувствительности можно определить свой звуковой файл. Мы получаем "бутерброд" из звуков: легче нажал - мягче звучит. Когда вы откроете диск с сэмплами инструментов, вы можете обнаружить там готовые библиотеки сэмплов, собранные по инструментам: например, библиотеку инструментов флейты, где в один инструмент собраны короткие звуки флейты, в другой - длинные, в третий - от тихого к громкому, в четвертый - тихие звуки, и т.п. Конечно, было бы хорошо все эти звуки использовать при создании партии флейты - она звучала бы гораздо живее. Самый простой способ - назначить каждый такой сэмплерный инструмент флейты на отдельный миди-трек (каждый по своему миди-каналу). Тогда задача сводится к расстановке нот на отдельные треки в миди-редакторе (например, с помощью команд "копировать" и "вставить"). К сожалению, миди-каналов всего шестнадцать, и, если у вас семь из них ушло на флейту, то хватит только на еще один такой инструмент. Можно, правда, по одному их создавать и сразу переводить в аудио-формат, но тогда вы лишаетесь возможности совместного редактирования по миди.
Возможные решения:

1. несколько сэмплеров или сэмплер, поддерживающий много портов.
2. Создание комплексных инструментов. Комплексные инструменты можно создавать в редакторе сэмплерных инструментов (типа Giga Editor). Логичнее всего совмещать тихие и громкие инструменты с тем, чтобы переключение с одного на другой происходило от разной скорости нажатия на миди-клавиатуре ("бутерброд" по громкости). Есть возможность создавать комплексные инструменты большой сложности, с переключениями при помощи разнообразных контроллеров, но и создание, и работа с ними переходят в разряд программирования.

Теперь, как быть с длиной звука. При нажатии клавиши сэмплер начинает воспроизведение записанного звука, пока запись не закончится, а если звук "закольцован", то пока вы не отпустите клавишу. Сэмплер отпускание клавиши воспринимает, как команду начать "затухание", после которого наступает полная тишина. Это выглядит не так, как в живом звуке, у которого есть еще резонансное послезвучание, и эти хвосты приходится достраивать в аудио-редакторе (если не лень). Закольцовывание (Looping) часто используется для инструментов, позволяющих тянуть звук очень долго без затухания: органов, духовых, смычковых, хоров и т.п. Кроме того, оно используется для облегчения веса сэмпла. Недостатком является слышимая назойливая повторяемость, которая лишает сэмпл живости звучания (в сольных партиях лучше не использовать).

Еще одна проблема, о которой говорилось выше, - стыковка легатных нот. Сэмплер начинает проигрывать следующую ноту, доигрывая затухание предыдущей, и получается, как если бы одна труба замолчала, а в этот момент следующую ноту начала другая. Реальная труба стыкует два звука, один переходит в другой, не накладываясь. Решением может быть мгновенное затухание и обрезанное предзвучание, которое возникает в начале первой ноты при "разгоне" трубы. Но и это не панацея. Можно, фактически используя сэмплер для поиска-подбора нот, писать партию в миди с таким расчетом, чтобы затем срезать промежутки между нотами, стыкуя их, как при сборке. Выбор метода зависит от двух параметров: от характера инструмента и от степени правдоподобия, какое вы хотите получить. Клавишные инструменты очень неплохо имитируются через миди клавиатуру и сэмплер - у них сходный характер звукоизвлечения (фортепиано, органы, ксилофоны, аккордеоны и т.д.). Ударные инструменты в основной массе тоже, ударил - звучит, пока не затихнет. Но игру щетками по ведущему барабану имитировать не удается. Для ударных оптимальным видится сочетание сборки из кусков и дописывание акцентов в тарелках или бочки по миди.

Практический совет. Вы пишете или вводите с миди-клавиатуры партию контрабаса в редакторе типа Sonar. Тональность "До" мажор, а стиль - кантри. За всю композицию нота "До" большой октавы повторится 85 раз. Пусть подавляющее большинство из них будут с сильным щипком (как и бывает) - 60 раз. Каким бы комплексным не был ваш сэмплерный контрабас, звуки очень быстро начнут повторяться - вы будете слышать буквально одинаковый щелчок. Чтобы избежать одинаковости, можно использовать сэмплы соседних нот: Bb, H, C# и D - вы пишете не ноту "До", а ноту "Си", при этом с помощью контроллера "Колесо" транспонируете эту ноту "Си" вверх на полтона, получается "До", но с другим звучанием.

Электронная музыка | Новости музыки | Обзоры софта | DJ-инг | VST плагины | Аудиоредакторы | Секвенсоры | Литература | Мануалы | Статьи | Учебники | Инструменты | Техника | Стили и направления | О музыкантах | Программа для создания музыки FL Studio | Программа для создания музыки Cubase | Программа для создания музыки Reason | Программа для создания музыки Nuendo | Всё о MIDI технологиях | Онлайн радиостанции | Музыкальный софт, программы | Музыкальные мануалы | Музыкальные Учебники | Музыкальные Книги | Форум музыкантов
© FDSTAR Music, 2007-2024. Web-разработка произведена в компании FDSTAR. 0,0109 секунды