Аранжировка. Для чего нужна аранжировка

Аранжировка

Аранжировка (Для чего нужна аранжировка)


Существует сразу несколько трактовок слова "аранжировка". В советской методике под ним подразумевалось переложение готовой музыки на другой исполнительский состав, например, с фортепиано на четырехголосный хор, с вокального дуэта - на дуэт тромбона с балалайкой. Когда в музыкальном училище начинается предмет инструментовки, студенты начинают путаться - чем же аранжировка от инструментовки отличается. Другая трактовка - варьирование, т.е. примерно те же изменения, как при сочинении вариаций: изменения темпов, ритмов, размеров, стилевых окрасок. При этом частенько вносятся существенные изменения в авторскую мелодию.

Аранжировка может зайти так далеко, что и совсем заменяет исходную музыку другой, даже не созвучной оригиналу - но все-таки остается аранжировкой, потому что сохранен образ, мысль, эмоция - словом, нечто уникальное для данного сочинения

Например, Элегия. "Элегия" - моя самая первая работа в MIDI - обработка одноименного хора В.Калинникова. "Редеет облаков летучая гряда... и т.д." Это - пример максимального вмешательства в авторский текст. От хора не осталось ни ритма, ни жанра, ни стиля, ни даже самой мелодии. Только в кульминации труба проводит кусок исходной темы - специально для напоминания. Короче, от Калинникова осталась только форма, тональность и самый общий гармонический план - и то в немало "оджазованной" гармонизации. Тем не менее, кто знает сам хор, всегда его узнает - это испытано...

Так вот, давайте сразу договоримся о том, что и как мы будем именовать. Перекладывание музыки на другой исполнительский состав, с минимальным вмешательством в сам нотный материал - это инструментовка. Инструментовка в сочетании с акустическим сведением звука заново, то есть не только написание нот, но и режиссура - это ремикс, "пересмешивание". Использование чужой музыки в качестве вставки в свою - это цитата. Такое же использование, но под своим именем - это плагиат. Сразу оговорюсь, это не обязательно воровство, потому что чужие мелодии или приемы часто проникают в вашу музыку неосознанно, Вам кажется, что вы это сами сочинили, понимаете? Это - плагиат. Варьирование - это переосмысление чужой мелодии, намек на нее, может быть, пародия, перенос ее в сферу другого стиля или эпохи, изменение темпа или ритма. Гармонизация - это перекрашивание мелодии за счет других аккордов. Простое же, художественно неоправданное добавление погремушек к Баху названия не имеет. Пусть не судят меня строго уважаемые авторы, пользующиеся этим приемом, на нашем сайте, в частности. Я обещаю,что докажу свои слова.

Аранжировкой же давайте договоримся считать весь комплекс этих изменений плюс и такие, которые совсем забыты и о которых я еще упомяну. Аранжировка - это любое переосмысление или переоформление музыкального материала - но в пределах узнаваемости оригинала.

К примеру послушайте "Артист эстрады" - пример настолько минимального вмешательства в ноты автора, что может считаться даже не аранжировкой, а скорее, трактовкой. Изменен темп, шарм. Если помните, у Джоплина этот рэг-тайм звучит как бы неуклюже, прихрамывая. У меня - феерия радости, другое настроение. Аранжировка образа, а не нот. Писалось исключительно мышью, в качестве доказательства того, что и комп способен выразительно исполнять эмоциональные тонкости, и с целью проверить свои представления о физиологии звукоизвлечения на ф-но. (Извиняюсь за излишнюю научность) Практически без вмешательства в оригинал, но сильно изменен "шарм" - чем не пример аранжировки, основанной на уважении, "любви" к автору!

Как видите, понятие получается весьма расплывчатое, но все же так оно и есть. Это почти композиторство. Ведь настоящий композитор сочиняет только одну мысль, одну мелодию или даже мотивчик, все остальное лежит на его умении аранжировать, оформить эту мысль. И вы убедитесь, что аранжировка способна сделать из чего угодно - что угодно, на ней держится все.

Так что можно смело считать, что вы намерены быть композитором. Что нужно иметь в своем багаже для такой работы? Да практически все.
1. Понимание задачи. Вы должны точно знать, ДЛЯ ЧЕГО вы решились сделать аранжировку. Нет, я не имею в виду, кому вы собираетесь ее продать, или на какой аппаратуре она должна будет исполняться. Я имею в виду, что вы хотите внести нового в музыку. Помогаете ли вы этим автору, станет ли музыка лучше, хотите ли вы внести в нее другой смысл, или пытаетесь приспособить к другим условиям - ЗАЧЕМ вам понадобилось это делать. И вам будет яснее, какие средства нужно применять, чего нужно избежать. И если ваша работа окажется беднее (образно, психологически, духовно), чем оригинал - не начинайте ее совсем. И вообще, неплохо бы знать, как отнесется к вашей попытке автор. Вы все же подчинены ему, не правда ли? Тем осторожнее нужно быть, если его мнения вы не можете спросить. Например, если автор пребывает в лучшем из миров.
2. Знание стиля. Вам нужно точно знать, каков стиль той музыки, которую вы собираетесь обрабатывать и той музыки, которую вы хотите получить. Под стилем я подразумеваю свойства музыки старых эпох (возрождение, классицизм, романтизм, импрессионизм и т.д.) или современных направлений (рэп, техно, буги, румба, блюз, би-боп, рэг-тайм, хард-рок и т.п.). Для начала нужно просто осознать, с чем вы имеете дело.
3. Знание формы. Существует целая наука о том, как устроена музыка структурно, и несоблюдение этих законов грозит вам лишним утомлением. От бесформенной музыки просто мгновенно устаешь и тогда никто не оценит ваших стараний, просто выключат проигрыватель и все ваши ритмические или стилевые изыски пропадут зря.
4. Знание гармонии. То же самое, существует наука о красоте созвучий. Ее преподают в училище, и многим она представляется скучищей, чем-то вроде алгебры, но это глубоко не так. Позже я приведу несколько примеров того, что можно сделать с мелодией только средствами гармонизации - Вы будете удивлены. Наука эта создавалась трудами сотен сильных сочинителей и исполнителей, ее законы столь же нерушимы, как законы природы, и никуда Вы не денетесь от этого: неграмотная гармонизация неизбежно приведет к "самодельному" звучанию, даже если слушатель не поймет, что именно ему не нравится. Изучайте гармонию, и чем дальше вы продвинетесь, тем сильнее будет действовать Ваша музыка на психику.
5. Владение - если не руками, то хотя бы в теории - всеми инструментами. Каждый инструмент имеет специфические особенности звукоизвлечения и естественные ограничения по высотному диапазону и по техническим возможностям, и если этих ограничений не учитывать, вам не добиться естественности звука. Может быть, кто-то захочет именно диких звучаний, но, уверяю Вас, это сразу забьет все остальное, никто не услышит ни красоты, ни мысли, ни Ваших композиторских находок, если уловит что-то противоестественное в игре хоть одного инструмента - внимание просто распылится. Вообще все необычное, "неправильное" в Вашей музыке должно применяться очень осмотрительно, только оправданно и только минимально. Как горчица в пельменях. Это закон, я его испытал на себе, поверьте мне на слово. Позже я расскажу в общих чертах о свойствах разных инструментов по списку General MIDI, Вы будете вооружены.
6. Знание основ акустики, расстановки инструментов на сцене и правила сведения фонограммы, некоторые приемы и эффекты акустического плана. Поскольку здесь собрались люди, сидящие за компьютером, значит, ваша работа не закончится написанием нот. Вам придется двигать ручки звукорежиссерского пульта - это тоже может либо свести к нулю Ваш музыкальный труд, либо подарить такие краски, которые недоступны никак иначе. Правильное сведение - большая сила.
7. Представление, хотя бы в общих чертах, принципа работы вашей звуковой платы, ради эффективного ее использования. Тут я, не скрою, не съел собаки, и сам имею именно общее представление. Но и его, возможно, кому-то недостает. В конце концов, моя цель - музыкальная, творческая, просто я хочу, чтобы в интернете было место, где желающие могли бы повариться в профессионализме, копнуть музыку поглубже - таких мест довольно мало, к сожалению...
8. Наконец, Вам необходимо быть внимательными. Искать новые средства, изобретать новые фокусы. Наши, к примеру, эстрадные звезды - все до единой - имеют на вооружении два-три приема и в манере аккомпанемента, и в своей вокальной манере. Я как-нибудь укажу на них. Прислушайтесь потом к их песням, и вам будет смешно, до чего же однообразно и нагло эти два приема эксплуатируются. А таких приемов нормальный музыкант должен иметь сотни. Если Вы знаете только два способа, скажем, оформить аккопманемент, то Вы сможете создать только две аранжировки в Вашей жизни, все остальное будет жвачкой, повторением без конца. Надо ежедневно изобретать новое, подслушивать и учиться у других, пополнять свой рабочий (да и "черный" тоже) список выразительных средств. Иначе Вы умрете через неделю!


Дмитрий Низяев

Электронная музыка | Новости музыки | Обзоры софта | DJ-инг | VST плагины | Аудиоредакторы | Секвенсоры | Литература | Мануалы | Статьи | Учебники | Инструменты | Техника | Стили и направления | О музыкантах | Программа для создания музыки FL Studio | Программа для создания музыки Cubase | Программа для создания музыки Reason | Программа для создания музыки Nuendo | Всё о MIDI технологиях | Онлайн радиостанции | Музыкальный софт, программы | Музыкальные мануалы | Музыкальные Учебники | Музыкальные Книги | Форум музыкантов
© FDSTAR Music, 2007-2024. Web-разработка произведена в компании FDSTAR. 0,0126 секунды