Прелюдия. О прелюдии

Прелюдия

Прелюдия (О прелюдии)

Прелюдия (от лат. prae… — перед и ludusигра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдия всегда предшествовала более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, в целом прелюдии по стилю похожи на импровизацию.

Прелюдия - жанр старинный и в то же время необыкновенно чуткий к новейшим требованиям времени, допускающий множество авторских решений и трактовок. Необычна его судьба: возникнув в XV в., само слово «прелюдия» неоднократно меняло свой смысл. Первоначально так обозначалось небольшое инструментальное вступление к какому-либо сочинению, иногда написанное заранее, но чаще всего импровизируемое непосредственно во время исполнения. Не скованное строгими рамками правил, оно подготавливало настроение будущей пьесы и одновременно позволяло исполнителю продемонстрировать изобретательность и виртуозное мастерство.

Импровизационность, а также свойственное таким вступлениям господство одного образа и единого, чисто фигурационного типа фактуры сохранились и тогда, когда прелюдией стали называться разного рода вступительные пьесы во французской опере и сюите. Они сохранились и в прелюдиях XVIII в., ставших самостоятельным инструментальным жанром. Одновременно в творчестве И. С. Баха сложился устойчивый двухчастный цикл прелюдии и фуги.

В нем свободно развертывающаяся музыкальная мысль прелюдии контрастирует с четкой, подчиненной строгим законам организацией материала в фуге. «Хорошо темперированный клавир» Баха (48 прелюдий и фуг) стал подлинной энциклопедией разных типов прелюдий. Скерцозные и токкатные, торжественные и скорбные, танцевальные и сосредоточенные на размышлении о самых серьезных проблемах бытия, кажется, им доступны все области содержания.

Чутко уловив это, композиторы последующих поколений пошли еще дальше по открытому Бахом пути. В их музыке, наряду с сохранением «парного» (прелюдия-фуга) и даже «большого» (24 прелюдии и фуги) полифонического цикла (в XX в. к нему обращаются и советские композиторы — Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин), стали возникать и циклы одних прелюдий.

Это, по существу, «второе рождение» жанра прелюдии произошло в творчестве Ф. Шопена, раскрывшего неисчерпаемые выразительные возможности инструментальной (в частности, фортепьянной) миниатюры.

Мир шопеновских прелюдий поражает богатством поэтических переживаний, неожиданностью эмоциональных контрастов, неповторимостью и целостностью каждого запечатленного в них образа. Вместе составляя стройное, гармоническое целое, все 24 прелюдии настолько совершенны, что вполне могут исполняться как самостоятельные, законченные пьесы. В дальнейшем жанр прелюдии получил значительное развитие в музыке русских композиторов — А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Эти композиторы привнесли в его понимание свою, национальную специфику. И мечтательные, утонченные, исполненные дерзновенных порывов и щемящей тоски прелюдии Скрябина, и более масштабно-концертные, вызывающие зримые, картинные ассоциации прелюдии Рахманинова, столь несхожие между собой, стали емким выражением умонастроений своей эпохи. Эти же качества присущи острохарактерным прелюдиям Шостаковича.

«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг (Op. 28), освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения: особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.

Форму прелюдий использовали и некоторые композиторы XX века, когда сочиняли «сюиты», навеянные музыкой Барокко. Такими были прелюдии Мориса Равеля (цикл «Могила Куперена», 1914—1917) и Арнольда Шёнберга (сюита для фортепиано Op. 25, 1921—1923).

Электронная музыка | Новости музыки | Обзоры софта | DJ-инг | VST плагины | Аудиоредакторы | Секвенсоры | Литература | Мануалы | Статьи | Учебники | Инструменты | Техника | Стили и направления | О музыкантах | Программа для создания музыки FL Studio | Программа для создания музыки Cubase | Программа для создания музыки Reason | Программа для создания музыки Nuendo | Всё о MIDI технологиях | Онлайн радиостанции | Музыкальный софт, программы | Музыкальные мануалы | Музыкальные Учебники | Музыкальные Книги | Форум музыкантов
© FDSTAR Music, 2007-2024. Web-разработка произведена в компании FDSTAR. 0,0222 секунды