Теория музыки. Музыкальная теория

Музыкальный звук, его высота. Интервалы, лады и гаммы.
В сущности, звук в физике - явление колебательного движения частиц в упругих средах, распространяющегося в виде волн, более всего часто мы воспринимаем звуки в воздухе. Важной характеристикой звука считается его спектр - совокупность простых гармонических (синусоидальных) колебаний, на которые раскладывается звук, представленный чаще всего графиком соотношения амплитуд (образно выражаясь, размахом скачков) и частот (количеством скачков за единицу времени) этих колебаний. Звук сплошного спектра слышится как шум. Все музыкальные звуки имеют линейчатый (или комбинированный, очень близкий к линейчатому - у фортепиано, к примеру) спектр. Такой спектр на графике выглядит как множество отрезков разной длины - множество тонов кратных частот и разной амплитуды, называемых в этом случае гармониками. Первый отрезок самой низкой частоты и самой высокой амплитуды называется основным тоном, все прочие - обертонами, призвуками основного тона, их амплитуда в целом резко убывает с ростом частоты. Природа наделила эти звуки замечательным свойством - отношения частот основного тона и всех обертонов можно представить рядом натуральных чисел, поэтому восходящий по частоте ряд обертонов называется натуральным звукорядом. Музыкальные звуки одной и той же длительности четко количественно характеризуется высотой - восприятием на слух частоты основного тона, - и качественно различаются тембром, определяемым обертонами.
Еще одной существенной субъективной характеристикой является громкость, зависящяя от интенсивности и частоты звука. Аппарат человеческого слуха довольно интересен - мы воспринимаем звуки с частотами приблизительно от 16 Гц до 20 кГц, ощущаем изменение громкости и высоты логарифмически (отсюда всестороненнее применение такой нелинейной относительной единицы, как Бел или дециБел) и наиболее чувствительны к звукам в диапазоне от 450 Гц до 5 кГц; они кажутся нам громче остальных при той же интенсивности, и именно в этом диапазоне, расширенном до нижнего порога слышимости, находятся все музыкальные звуки.
Таблица тональностей. Транспонирование.
Мажор Минор
T II III S D VI VII t II III s d VI VII
C Dm Em F G Am H7 Am H7 C Dm E7 F G
(транспонирование вверх, добавление диезов)
G Am Hm C D Em F#7 Em F#7 G Am H7 C D
D Em F#m G A Hm C#7 Hm C#7 D Em F#7 G A
A Hm C#m D E F#m G#7 F#m G#7 A Hm C#7 D E
E F#m G#m A H C#m D#7 C#m D#7 E F#m G#7 A H
H C#m D#m E F# G#m A#7 G#m A#7 H C#m D#7 E F#
F# G#m A#m H C# D#m F7 D#m F7 F# G#m A#7 H C#
(транспонирование вниз, добавление бемолей)
F Gm Am B C Dm E7 Dm E7 F Gm A7 B C
B Cm Dm Eb F Gm A7 Gm A7 B Cm D7 Eb F
Eb Fm Gm Ab B Cm D7 Cm D7 Eb Fm G7 Ab B
Ab Bm Cm Db Eb Fm G7 Fm G7 Ab Bm C7 Db Eb
Db Ebm Fm Gb Ab Bm C7 Bm C7 Db Ebm F7 Gb Ab
Gb Abm Bm H Db Ebm F7 Ebm F7 Gb Abm B7 H Db
Электронная музыка | Новости музыки | Обзоры софта | DJ-инг | VST плагины | Аудиоредакторы | Секвенсоры | Литература | Мануалы | Статьи | Учебники | Инструменты | Техника | Стили и направления | О музыкантах | Программа для создания музыки FL Studio | Программа для создания музыки Cubase | Программа для создания музыки Reason | Программа для создания музыки Nuendo | Всё о MIDI технологиях | Онлайн радиостанции | Музыкальный софт, программы | Музыкальные мануалы | Музыкальные Учебники | Музыкальные Книги | Форум музыкантов
© FDSTAR Music, 2007-2025. Web-разработка произведена в компании FDSTAR. 0,0118 секунды